Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 179»
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
протокол от 10.06.2022 №20
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Школа № 179»
от 10.06.2022 №215
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Решение тестовых и познавательных заданий по
обществознанию»
Возраст 14-16 лет (9 класс)
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Боровилова Наталья Анатольевна
Бидник Татьяна Николаевна
Нижний Новгород
2022
Содержание
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Учебный план............................................................................................................... 8
Тематический план ...................................................................................................... 8
Содержание программы … ....................................................................................... 11
Оценочные материалы ................................................................................................ 13
Методическое обеспечение программы .................................................................... 13
Материально-техническое обеспечение ................................................................... 14
Список литературы...................................................................................................... 14
Пояснительная записка
Настоящая
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Решение тестовых и познавательных заданий по обществознанию»
разработана с учетом Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией № 44/55
Генеральной Ассамблеей ООН, ратифицирована Постановлением Верховного
Совета СССР от 13.06.1990г.); Конституции Российской Федерации; Федерального
закона от 29.12.2012 г.; Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации
от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»; Распоряжения Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р. «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»; Стратегии развития воспитания в
РФ до 2025 года; Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»; Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями осуществляющими образовательную деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ»;
Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письма Минобрнауки РФ
от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации/ Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»; Письма Министерства образования
Нижегородской области от 30.05.2014 № 316-01- 100-1674/14 «О направлении
методических рекомендаций / Методические рекомендации по разработке ОП
ОО
ДО»;
Устава
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Школа №179»; Положения о порядке разработки, оформления и
утверждения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Школа №179».
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Решение тестовых и познавательных заданий по обществознанию» имеет
естественнонаучную направленность.
Актуальность.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа «Решение тестовых и познавательных задач по обществознанию»
базируется на том, что содержание курса дается с опорой на практическую
составляющую. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов,
понимание которых необходимо современному человеку.
Школьное
обществоведческое
образование
играет
особую
роль
в
социализации школьника, т.е. в процессе усвоения им образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования
индивида в современном обществе.
Основными объектами изучения обществознания являются: общество в целом,
человек в обществе, познание, экономика, социальные отношения, политика и
право, духовно-нравственная сфера. Отражающие их содержательные линии
взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты
в реальной жизни современного общества.
Помимо социальных знаний неотъемлемыми содержательными компонентами
структуры курса являются: совокупность моральных норм и принципов
взаимодействия и поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие
отношения между людьми во всех областях жизни общества, способы
познавательной, практической, коммуникативной,
креативной
деятельности,
система гуманистических и демократических ценностей (признание в качестве
высшей ценности человека, его индивидуальных прав и свобод, толерантность,
принятие иного как должного и др.), а также опыт творческого решения
познавательных и практических задач.
Отличительные особенности программы: Программа «Решение тестовых и
познавательных задач по обществознанию» обеспечивает углубленное изучение
обществознания в соответствии с современными требованиями высших учебных
заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; изучить современные
научные подходы к решению актуальных вопросов, а также принять участие в
осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
Адресат: обучающиеся в возрасте 13-16 лет. Занятия проводятся в группах по
12 человек. Состав группы постоянный. Набор свободный (без конкурсного
отбора).
Цель программы - формирование личности в период ранней юности, ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления,
социального
поведения,
основанного
на
уважении
закона
и
правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Основные содержательные линии программы отражают ведущие и социально
значимые
проблемы
юридической
и
экономической
науки
и
практики,
педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним
относятся:
человек и общество;
социология;
политика;
экономика;
право;
духовная жизнь.
Задачи программы:
Обучающие:
освоить
на
уровне
функциональной
грамотности
системы
знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих
успешно
взаимодействовать
в
социальной
среде;
сферах
человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах
реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладеть
умениями
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных
ролях;
Воспитательные:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения
к
социальным
демократическим
нормам;
ценностям,
приверженности
закрепленным
в
гуманистическим
Конституции
и
Российской
Федерации;
Развивающие:
развитие личности в ответственный период социального взросления
человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе
восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и
определения собственной позиции;
развить умение применять полученные знания для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных
национальностей
и
вероисповеданий;
самостоятельной
познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года.
Продолжительность образовательного процесса составляет 7 месяцев. На освоение
программы требуется 56 часов.
Режим занятий: установленная недельная учебная нагрузка 2 часа. Занятия
проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Установленная продолжительность учебного
часа составляет 40 минут.
Формы обучения: традиционная (групповые занятия), очная.
Виды занятий: теоретические и практические.
Ожидаемые результаты
По окончании курса обучающиеся
должны знать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения.
должны уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные
роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке,
выявлять их общие черты и различия;
объяснять
взаимосвязи
изученных
социальных
объектов
(включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной
жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
оценивать
поведение
людей
с
точки
зрения
социальных
норм,
экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного
материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности
человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных
ее
носителей
(материалы
СМИ,
учебный
текст
и
другие
адаптированные источники); различать в социальной информации факты и
мнения;
самостоятельно
составлять
простейшие
виды
правовых
документов
(записки, заявления, справки и т.п.).
Способы определения результативности
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ практической деятельности обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы
промежуточная аттестация по итогам реализации программы.
написание эссе;
Педагогические принципы обучения
Систематичность - процесс усвоения знаний и навыков предопределяет
непрерывность между последующими и предыдущими темами, связь нового
материала с пройденным, расширение и углубление знаний. Новый материал
вызывает в памяти ранее изученный, уточняет его дополняет.
Сознательность - постепенное приучение к самостоятельной и активной
учебной работе, что является прекрасной предпосылкой для расширения и
углубления полученных знаний.
Доступность – четкое установление сложности и глубины усвоения материала
для каждого возраста и способностей детей, учитывая их индивидуальность.
Прочность усвоения знаний – достигается при правильном подборе заданий,
постановке целей, самостоятельной работы.
Наглядность
–
преподнесение
материала,
при
котором
представление учеников становятся более ясными и конкретными.
понятие
и
Учебный план
№
Название раздела
Кол-во часов
п/п
Всего
Теория
Практика
1
Алгоритмы решения заданий
4
4
-
2
Человек и общество
8
2
6
3
Социология
8
2
6
4
Духовная жизнь
6
2
4
5
Политика
10
4
6
6
Экономика
9
3
6
7
Право
10
4
6
8
Промежуточная аттестация
1
1
-
ИТОГО
56
22
34
Тематическое планирование
Раздел. Тема
№ п/п
Количество
часов
1
1.1
Алгоритмы решения заданий
Алгоритм
решения
заданий,
4
направленных
на
1
составление простого и развернутого плана.
1.2
Алгоритм написания обществоведческого эссе.
1.3
Алгоритм
решения
заданий,
направленных
1
на
1
выявление структурных элементов, с помощью схем
и таблиц, установление соответствия, соотнесение
видовых понятий с родовыми.
1.4
Алгоритм
решения
заданий,
направленных
на
1
анализ источника, извлечение из него необходимой
информации.
2
Человек и общество
8
2.1
Т.
Общество как сложная динамическая система.
1
2.2
П.
Общество,
социальные
взаимодействия
и
общественные отношения. Общество как форма
совместной жизнедеятельности людей. Отличия
1
общества от социума. Социум как особая часть мира.
2.3
П.
Типология
общества:
обществ.
Уровни
рассмотрения
социально-философский,
1
историко-
типологический, социально-конкретный.
2.4
П.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины.
1
Относительность истины. Истина и заблуждение.
2.5
П.
Образование и самообразование в условиях
1
информационного общества.
2.6
Т.
Многовариативность общественного развития:
1
источники и движущие силы. Общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI в.
2.7
П.
Решение теста по теме «Человек и общество».
1
2.8
П.
Разбор типичных ошибок, допущенных при
1
решении теста по теме «Человек и общество».
3
3.1
Социология
8
Т.
1
Социальные отношения. Социальная структура
общества, её элементы.
3.2
П.
Социальная дифференциация общества.
1
Социальные группы и их классификация. Молодежь
как социальная группа.
3.3
П.
Социальный статус. Социальные нормы и
1
отклоняющееся поведение.
3.4
П.
Демографическая и семейная политика в
1
Российской Федерации.
3.5
П.
3.6
Т.
Нации и национальные отношения.
Конституционные основы национальной
1
1
политики в Российской Федерации
3.7
П.
Решение теста по теме «Социология».
1
3.8
П.
Разбор типичных ошибок, допущенных при
1
решении теста по теме «Социология».
4
4.1
Духовная жизнь
6
Т.
1
Культура и духовная жизнь.
4.2
П. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые
1
религии.
4.3
П.
Искусство. Образование.
1
4.4
Т.
Мораль. Нравственная культура. Тенденции
1
духовной жизни современной России
4.5
П.
Решение теста по теме «Духовная жизнь».
1
4.6
П.
Разбор типичных ошибок, допущенных при
1
решении теста по теме «Духовная жизнь».
5
5.1
Политика
10
Т.
1
Политика. Структура и функции политики.
Политика и мораль.
5.2
П.
Государство в политической системе. Понятие
1
бюрократии. Основные направления политики
государства. Формы государства.
5.3
Т.
Демократия, ее основные
признаки.
Проблемы
ценности
современной
и
1
демократии.
Парламентаризм. Развитие традиций парламентской
демократии в России.
5.4
П.
Выборы
Избирательная
в
демократическом
обществе.
1
система. Избирательная кампания.
Избирательные технологии.
5.5
Т.
Гражданское общество и правовое
1
государство.
5.6
П.
Политическая
идеология.
Политическая
1
психология и политическое поведение. Политические
партии и движения.
Становление
многопартийности в России.
5.7
Т.
Политический конфликт. Причины
1
политических конфликтов, пути их урегулирования.
5.8
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы
информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ
на избирателя.
1
5.9
П.
Решение теста по теме «Политика»
1
5.10
П.
Разбор типичных ошибок, допущенных при
1
решении теста по теме «Политика».
6
6.1
Экономика
9
Т.
1
метод
Экономика и экономическая наука. Предмет,
и
основные
проблемы
экономики.
Экономическая деятельность.
6.2
Т.
Экономические системы.
1
6.3
П.
Рынок и рыночные структуры. Спрос,
1
предложения и рыночное равновесие. Эластичность
спроса. Конкуренция и монополия.
6.4
П.
Роль фирм в экономике. Продукт фирмы.
1
Бухгалтерские и экономические издержки, прибыль.
6.5
П.
Рынки факторов производства и
1
распределение доходов
6.6
Т.
Деньги и банковская система. Виды денег и их
1
свойства. Коммерческие банки. Потребительский
кредит. Центральный банк.
6.7
П.
Написание обществоведческого эссе на тему
1
«Предпринимательство»
6.8
П.
Разбор типичных ошибок, допущенных при
1
написании эссе.
6.9
П.
Решение теста по теме «Экономика»
1
6.10
П.
Разбор типичных ошибок, допущенных при
1
решении теста по теме «Экономика».
7
7.1
Право
Т.
10
Понятие и системы права. Правовая норма и
1
ее характеристика. Институты права. Отрасли права.
Понятие и виды правотворчества.
7.2
П.
Законодательный процесс. Источники права.
Нормативный правовой акт. Понятие реализации
права и ее формы
1
7.3
П.
Виды и структура правоотношений.
1
Правомерное поведение. Правонарушение, его состав,
признаки. Виды правонарушений. Юридическая
ответственность, ее функции
7.4
Т.
Понятие
государства
и
его
признаки.
1
Теории происхождения государства.
7.5
П.
Функции и формы государства.
1
Государственные органы. Местная власть. Правовое
государство.
7.6
Т.
Конституция РФ, ее структура. Понятие
гражданство. Правовой статус
человека
1
в
демократическом правовом государстве.
Избирательные
системы
и
их
виды.
Выборы
Президента РФ.
7.7
П.
Гражданское право. Административное
1
право. Уголовное право. Административная
ответственность. Уголовная ответственность.
7.8
Т.
Международная защита прав человека в
условиях
мирного
и
военного
1
времени.
Правозащитные организации.
7.9
П.
Решение теста по теме «Право».
1
7.10
П.
Разбор типичных ошибок, допущенных при
1
решении теста по теме: «Право».
8
Промежуточная аттестация
1
Содержание программы
Раздел «Алгоритм решения заданий»
Алгоритм решения заданий, направленных на составление простого и
развернутого плана поможет обучающимся составлять простой и развёрнутый
план полностью соответствующий основной теме и содержанию текста в кратких
и чётких формулировках.
Алгоритм написания обществоведческого эссе поможет обучающимся
раскрыть проблему, обоснованно высказывать и аргументировать свою позицию
при написании эссе. Для написания эссе необходима не только теоретическая
база по предмету, но и умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг
социальные процессы.
Алгоритм решения заданий, направленных на выявление структурных
элементов, с помощью схем и таблиц, установление соответствия, соотнесение
видовых понятий с родовыми поможет обучающимся в сопоставлении фактов,
событий, явлений и установлении между ними закономерностей. Применять
лексику, соответствующую той содержательной линии, которой относится текст,
анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте,
правильно использовать обществоведческие термины, соотносить значение
отдельных понятий, фраз с изученным материалом.
Алгоритм решения заданий, направленных на анализ источника, извлечение
из него необходимой информации поможет обучающимся освоить приёмы и
способов
работы
с
текстовой
информацией,
правильно
использовать
обществоведческие термины при его анализе, извлекать необходимые отдельные
понятия, фразы из источников, анализировать и интерпретировать информацию,
соотносить содержание информации с реалиями современности.
Раздел «Человек и общество»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Человек: его бытие и познание. Биологическое и социальное в человеке. Бытие
человека и его формы. Многообразие деятельности человека. Образ жизни и
жизненный выбор человека. Общение как форма межличностных отношений.
Познание человеком мира и самого себя. Личность: свобода и ответственность.
Общество как сложная динамическая система. Духовная жизнь человека.
Мораль, моральные ценности и идеалы. Наука в жизни современного общества.
Роль религии как формы духовной культуры. Место искусства в жизни человека.
Образование и самообразование в условиях информационного общества. Общество
как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Общество как система. Многовариативность общественного развития: источники и
движущие силы. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Раздел «Социология»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Социальные отношения. Социальная структура общества, ее элементы.
Социальная дифференциация общества. Социальные группы и их классификация.
Молодежь как социальная группа. Социальный статус. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные
нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Семья и брак как
социальные институты. Демографическая и семейная политика в Российской
Федерации.
Нации
и
национальные
отношения.
Социальный
конфликт.
Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Раздел «Духовная жизнь»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная,
массовая и элитная культура; молодежная субкультура. Средства массовой
информации. Искусство, его формы. Наука. Социальная и личностная значимость
образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Искусство. Образование.
Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни
современной России.
Раздел «Политика»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Политика как общественное явление. Понятие политики и ее основные
элементы. Роль государства в политической системе. Политический процесс и
его особенности в Российской Федерации. Гражданское общество и правовое
государство. Власть. Государственная власть. Принцип единства и разделения
властей.
Формы
государственного
правления.
Формы
государственного
устройства. Политический режим. Государственный режим. Типы политических
режимов. Политический режим современной России. Политическая элита и
политическое лидерство. Демократия. Принципы демократии. Политические
партии и движения как субъекты политической сферы. Партийные системы.
Избирательные системы. Выборы как основной инструмент демократии.
Избирательные
системы.
Избирательное
право.
Избирательная
система
Российской Федерации.
Раздел «Экономика»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Экономика: наука и хозяйство. Экономика как наука. Роль экономики в
жизни
общества.
Признаки
основных
типов
экономических
систем.
Экономические ресурсы, их ограниченность. Сущность рыночной экономики.
Конъюнктура рынка: спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения.
Экономика
производителя.
Собственность
и
приватизация.
Предпринимательство: сущность, черты и функции в экономике. Фирма, ее
основные организационно-правовые формы. Производство и формы его
организации. Понятие конкуренции. Виды рыночных структур: совершенная
конкуренция,
монополия,
монополистическая
конкуренция,
олигополия.
Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Рынок капитала и процент.
Особенности ценообразования на рынке капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок
земли и земельная рента. Государство и экономика.
Раздел «Право»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли,
институты, нормы. Источники права. Правовые акты. Правоотношения.
Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Институт Президенства.
Правоохранительные органы. Судебная система. Юридическая ответственность и
ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного,
гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые
основы брака и семьи.
Международное право. Международные документы по правам человека.
Основы Конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее
субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской
Федерации.
Оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: входной, текущий, итоговый.
Входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня
знания и умения обучающихся в виде опроса.
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года для определения
степени усвоения обучающимися учебного материала. Для выявления детей,
отстающих или опережающих обучение, для подбора наиболее эффективных
методов и средств обучения. Используются следующие формы контроля:
педагогическое наблюдение, устный и письменный опрос.
Итоговый контроль позволяет определить конечные результаты обучения.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется 1 раз в год - на
последнем занятии. Форма оценки – «зачет», «незачет».
Методическое обеспечение программы
В ходе занятий применяются методы: объяснительный, наглядный,
объяснительно-иллюстративный, практический. В ходе практических занятий
обучающиеся выполняют практические задания по пройденным темам, сначала
под наблюдением педагога, а затем самостоятельно. После выполнения задания
производится разбор ошибок.
Материально-техническое обеспечение программы
компьютер;
МФУ;
проектор;
интерактивный дисплей.
Список литературы
Для учителя
1. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. «Обществознание 10
класс. Профильный
уровень. Методические
рекомендации:
пособие
для учителя» М. «Просвещение» 2012
2.
Боголюбов Л.Н. «Обществознание. Практикум. 10
класс: пособие
для
общеобразовательных учреждений» М.: «Просвещение» 2008
3.
Краюшкина С.В. «Тесты по обществознанию 11 класс» к учебнику
«Человек и общество.
Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова,
А.Ю.Лазебниковой
4.
Городецкая Н.И., Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С.
«ОГЭ 2016. Обществознание: 10 вариантов заданий. Ответы. Комментарии к
ответам. Бланки ответов» «Экзамен» 2016
5.
«Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ОГЭ:
обществознание». Авт. – сост. Котова О. А., Лискова Т. Е. «Астрель» 2016
Печатные пособия:
Таблицы и схемы по обществознанию
Интернет – ресурсы:
1.
http://philosophy.ru/ - философский портал
2.
http://filosfak.ru/biblio - библиотека философского факультета МГУ
3.
http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии
4.
http://iph.ras.ru/elib.htm - электронная библиотека Института философии
РАН
5.
http://filosof.historic.ru/ - библиотека по философии
6.
http://antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке
7.
http://anthropology.ru/ru/ - портал философской антропологии
8.
http://interneturok.ru – видеоуроки по основным предметам школьной
программы
9.
http://www.alleng.ru –сайт для всех, кто учится (сборник литературы и
полезных материалов)
10.
http://obhis.ru – лекции и конспекты по обществознанию
11.
http://www.countries.ru/library. - портал по культурологическим проблемам
12.
Информационно-правовой портал «Буквоед.Ру» www.bukvoed.ru/
13.
«Все о праве». Портал предназначен для студентов-юристов,
преподавателей и всем тем, кто интересуется юриспруденцией www.allpravo.ru/
14. «Информация для всех». Программа ЮНЭСКО www.ifap.ru/general/index.htm
15.
Консультант Плюс www.consultant.ru
16.
«Права человека в России». Один из крупнейших ресурсов по правам
человека в российском Интернете, Международные документы по правам
человека www.hro.org/
17.
Правовой портал «Человек и закон» www.chelovekizakon.ru/
18.
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» www.law.edu.ru/
19.
Правовой портал «Гарант» www.garant.ru
20.
Портал Президента РФ http://president.kremlin.ru/
21.
Сайт Правительства РФ http://www.government.gov.ru/
22.
Сайт Конституционного Суда РФ http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx
23.
Сайт Верховного Суда РФ http://www.supcourt.ru
для обучающихся
Нормативно-правовые акты:
1. Административный кодекс РФ. - М., 2008.
2. Гражданский кодекс РФ. - М., 2009.
3. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. М., 2010.
4. Конституционное право России: Сб. нормативно-правовых актов и
документов/Сост. А. Е. Козлов. - М., 1998.
5. Конституция РФ. - М., 2009.
6. Права человека: Сб. универсальных и региональных международных
документов. - М., 1996.
7. Семейный кодекс РФ. - М., 2009.
8. Трудовой кодекс РФ. - М., 2009.
9. Уголовный кодекс РФ. - М., 2009.
Дополнительная литература:
1. Абчук В. А. Основы предпринимательства. — М., 2003.
2. Арбузкин А.М. Обществознание. – М.: Зерцало-М, 2012.
3. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. — М., 2009.
4. Головатенко А.Ю., Никитин А.Ф. и др. Правоведение. Школьные
олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8-11 кл.: учебное пособие.
– М.:Дрофа, 2010.
5. Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2009.
6.
Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2010.
7. Елисеев Г. А. История религий. — М., 2008.
8.
Исаев И.А. Истории государства и права России: Учебник для
юридических вузов. М., 2009.
9.
Каверин Б.И, Чижик П.И. Обществознание: учебное пособие для
абитуриентов и студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2007.
10.
Кашанин А. В. Основы государства и права. 9–11 кл.: Краткий
справочник школьника. — М., 2010.
11.
Киприянова Е.В. Обществознание: введение в философию. Познавательно-
творческие задания.- Ростов н/Д: Легион, 2008.
12.
Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и
ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.,
2012.