Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Решение тестовых и познавательных заданий по обществознанию»

Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 179»

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
протокол от 10.06.2022 №20

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Школа № 179»
от 10.06.2022 №215

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Решение тестовых и познавательных заданий по
обществознанию»
Возраст 14-16 лет (9 класс)
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Боровилова Наталья Анатольевна
Бидник Татьяна Николаевна

Нижний Новгород
2022

Содержание
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Учебный план............................................................................................................... 8
Тематический план ...................................................................................................... 8
Содержание программы … ....................................................................................... 11
Оценочные материалы ................................................................................................ 13
Методическое обеспечение программы .................................................................... 13
Материально-техническое обеспечение ................................................................... 14
Список литературы...................................................................................................... 14

Пояснительная записка
Настоящая

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Решение тестовых и познавательных заданий по обществознанию»
разработана с учетом Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией № 44/55
Генеральной Ассамблеей ООН, ратифицирована Постановлением Верховного
Совета СССР от 13.06.1990г.); Конституции Российской Федерации; Федерального
закона от 29.12.2012 г.; Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации
от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»; Распоряжения Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р. «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»; Стратегии развития воспитания в
РФ до 2025 года; Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»; Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями осуществляющими образовательную деятельность,
электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации образовательных программ»;
Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письма Минобрнауки РФ
от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации/ Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»; Письма Министерства образования
Нижегородской области от 30.05.2014 № 316-01- 100-1674/14 «О направлении
методических рекомендаций / Методические рекомендации по разработке ОП
ОО

ДО»;

Устава

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения «Школа №179»; Положения о порядке разработки, оформления и

утверждения

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Школа №179».
Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Решение тестовых и познавательных заданий по обществознанию» имеет
естественнонаучную направленность.
Актуальность.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая

программа «Решение тестовых и познавательных задач по обществознанию»
базируется на том, что содержание курса дается с опорой на практическую
составляющую. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов,
понимание которых необходимо современному человеку.
Школьное

обществоведческое

образование

играет

особую

роль

в

социализации школьника, т.е. в процессе усвоения им образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования
индивида в современном обществе.
Основными объектами изучения обществознания являются: общество в целом,
человек в обществе, познание, экономика, социальные отношения, политика и
право, духовно-нравственная сфера. Отражающие их содержательные линии
взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты
в реальной жизни современного общества.
Помимо социальных знаний неотъемлемыми содержательными компонентами
структуры курса являются: совокупность моральных норм и принципов
взаимодействия и поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие
отношения между людьми во всех областях жизни общества, способы
познавательной, практической, коммуникативной,

креативной

деятельности,

система гуманистических и демократических ценностей (признание в качестве
высшей ценности человека, его индивидуальных прав и свобод, толерантность,
принятие иного как должного и др.), а также опыт творческого решения
познавательных и практических задач.
Отличительные особенности программы: Программа «Решение тестовых и
познавательных задач по обществознанию» обеспечивает углубленное изучение
обществознания в соответствии с современными требованиями высших учебных

заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; изучить современные
научные подходы к решению актуальных вопросов, а также принять участие в
осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
Адресат: обучающиеся в возрасте 13-16 лет. Занятия проводятся в группах по
12 человек. Состав группы постоянный. Набор свободный (без конкурсного
отбора).
Цель программы - формирование личности в период ранней юности, ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления,

социального

поведения,

основанного

на

уважении

закона

и

правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Основные содержательные линии программы отражают ведущие и социально
значимые

проблемы

юридической

и

экономической

науки

и

практики,

педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним
относятся:
 человек и общество;
 социология;
 политика;
 экономика;
 право;
 духовная жизнь.
Задачи программы:
Обучающие:


освоить

на

уровне

функциональной

грамотности

системы

знаний,

необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих
успешно

взаимодействовать

в

социальной

среде;

сферах

человеческой

деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах
реализации и защиты прав человека и гражданина;


овладеть

умениями

познавательной,

коммуникативной,

практической

деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных
ролях;

Воспитательные:


воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,

уважения

к

социальным

демократическим

нормам;

ценностям,

приверженности

закрепленным

в

гуманистическим

Конституции

и

Российской

Федерации;
Развивающие:
 развитие личности в ответственный период социального взросления
человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе
восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и
определения собственной позиции;
 развить умение применять полученные знания для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных
национальностей

и

вероисповеданий;

самостоятельной

познавательной

деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года.
Продолжительность образовательного процесса составляет 7 месяцев. На освоение
программы требуется 56 часов.
Режим занятий: установленная недельная учебная нагрузка 2 часа. Занятия
проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Установленная продолжительность учебного
часа составляет 40 минут.
Формы обучения: традиционная (групповые занятия), очная.
Виды занятий: теоретические и практические.
Ожидаемые результаты
По окончании курса обучающиеся
должны знать:
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения.
должны уметь:

 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные
роли;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке,
выявлять их общие черты и различия;
 объяснять

взаимосвязи

изученных

социальных

объектов

(включая

взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной
жизни);
 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
 оценивать

поведение

людей

с

точки

зрения

социальных

норм,

экономической рациональности;
 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного
материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности
человека
 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных

ее

носителей

(материалы

СМИ,

учебный

текст

и

другие

адаптированные источники); различать в социальной информации факты и
мнения;
 самостоятельно

составлять

простейшие

виды

правовых

документов

(записки, заявления, справки и т.п.).
Способы определения результативности
 педагогическое наблюдение;
 педагогический анализ практической деятельности обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы
 промежуточная аттестация по итогам реализации программы.
 написание эссе;
Педагогические принципы обучения
Систематичность - процесс усвоения знаний и навыков предопределяет
непрерывность между последующими и предыдущими темами, связь нового
материала с пройденным, расширение и углубление знаний. Новый материал

вызывает в памяти ранее изученный, уточняет его дополняет.
Сознательность - постепенное приучение к самостоятельной и активной
учебной работе, что является прекрасной предпосылкой для расширения и
углубления полученных знаний.
Доступность – четкое установление сложности и глубины усвоения материала
для каждого возраста и способностей детей, учитывая их индивидуальность.
Прочность усвоения знаний – достигается при правильном подборе заданий,
постановке целей, самостоятельной работы.
Наглядность

–

преподнесение

материала,

при

котором

представление учеников становятся более ясными и конкретными.

понятие

и

Учебный план
№

Название раздела

Кол-во часов

п/п

Всего

Теория

Практика

1

Алгоритмы решения заданий

4

4

-

2

Человек и общество

8

2

6

3

Социология

8

2

6

4

Духовная жизнь

6

2

4

5

Политика

10

4

6

6

Экономика

9

3

6

7

Право

10

4

6

8

Промежуточная аттестация

1

1

-

ИТОГО

56

22

34

Тематическое планирование
Раздел. Тема

№ п/п

Количество
часов

1
1.1

Алгоритмы решения заданий
Алгоритм

решения

заданий,

4
направленных

на

1

составление простого и развернутого плана.
1.2

Алгоритм написания обществоведческого эссе.

1.3

Алгоритм

решения

заданий,

направленных

1
на

1

выявление структурных элементов, с помощью схем
и таблиц, установление соответствия, соотнесение
видовых понятий с родовыми.
1.4

Алгоритм

решения

заданий,

направленных

на

1

анализ источника, извлечение из него необходимой
информации.
2

Человек и общество

8

2.1

Т.

Общество как сложная динамическая система.

1

2.2

П.

Общество,

социальные

взаимодействия

и

общественные отношения. Общество как форма
совместной жизнедеятельности людей. Отличия

1

общества от социума. Социум как особая часть мира.
2.3

П.

Типология

общества:

обществ.

Уровни

рассмотрения

социально-философский,

1

историко-

типологический, социально-конкретный.
2.4

П.

Истина и ее критерии. Понятие научной истины.

1

Относительность истины. Истина и заблуждение.
2.5

П.

Образование и самообразование в условиях

1

информационного общества.
2.6

Т.

Многовариативность общественного развития:

1

источники и движущие силы. Общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI в.
2.7

П.

Решение теста по теме «Человек и общество».

1

2.8

П.

Разбор типичных ошибок, допущенных при

1

решении теста по теме «Человек и общество».
3
3.1

Социология

8

Т.

1

Социальные отношения. Социальная структура

общества, её элементы.
3.2

П.

Социальная дифференциация общества.

1

Социальные группы и их классификация. Молодежь
как социальная группа.
3.3

П.

Социальный статус. Социальные нормы и

1

отклоняющееся поведение.
3.4

П.

Демографическая и семейная политика в

1

Российской Федерации.
3.5

П.

3.6

Т.

Нации и национальные отношения.
Конституционные основы национальной

1
1

политики в Российской Федерации
3.7

П.

Решение теста по теме «Социология».

1

3.8

П.

Разбор типичных ошибок, допущенных при

1

решении теста по теме «Социология».
4
4.1

Духовная жизнь

6

Т.

1

Культура и духовная жизнь.

4.2

П. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые

1

религии.
4.3

П.

Искусство. Образование.

1

4.4

Т.

Мораль. Нравственная культура. Тенденции

1

духовной жизни современной России
4.5

П.

Решение теста по теме «Духовная жизнь».

1

4.6

П.

Разбор типичных ошибок, допущенных при

1

решении теста по теме «Духовная жизнь».
5
5.1

Политика

10

Т.

1

Политика. Структура и функции политики.

Политика и мораль.
5.2

П.

Государство в политической системе. Понятие

1

бюрократии. Основные направления политики
государства. Формы государства.
5.3

Т.

Демократия, ее основные

признаки.

Проблемы

ценности

современной

и

1

демократии.

Парламентаризм. Развитие традиций парламентской
демократии в России.
5.4

П.

Выборы

Избирательная

в

демократическом

обществе.

1

система. Избирательная кампания.

Избирательные технологии.
5.5

Т.

Гражданское общество и правовое

1

государство.
5.6

П.

Политическая

идеология.

Политическая

1

психология и политическое поведение. Политические
партии и движения.

Становление

многопартийности в России.
5.7

Т.

Политический конфликт. Причины

1

политических конфликтов, пути их урегулирования.
5.8

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы
информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ
на избирателя.

1

5.9

П.

Решение теста по теме «Политика»

1

5.10

П.

Разбор типичных ошибок, допущенных при

1

решении теста по теме «Политика».
6
6.1

Экономика

9

Т.

1

метод

Экономика и экономическая наука. Предмет,
и

основные

проблемы

экономики.

Экономическая деятельность.
6.2

Т.

Экономические системы.

1

6.3

П.

Рынок и рыночные структуры. Спрос,

1

предложения и рыночное равновесие. Эластичность
спроса. Конкуренция и монополия.
6.4

П.

Роль фирм в экономике. Продукт фирмы.

1

Бухгалтерские и экономические издержки, прибыль.
6.5

П.

Рынки факторов производства и

1

распределение доходов
6.6

Т.

Деньги и банковская система. Виды денег и их

1

свойства. Коммерческие банки. Потребительский
кредит. Центральный банк.
6.7

П.

Написание обществоведческого эссе на тему

1

«Предпринимательство»
6.8

П.

Разбор типичных ошибок, допущенных при

1

написании эссе.
6.9

П.

Решение теста по теме «Экономика»

1

6.10

П.

Разбор типичных ошибок, допущенных при

1

решении теста по теме «Экономика».
7
7.1

Право
Т.

10
Понятие и системы права. Правовая норма и

1

ее характеристика. Институты права. Отрасли права.
Понятие и виды правотворчества.
7.2

П.

Законодательный процесс. Источники права.

Нормативный правовой акт. Понятие реализации
права и ее формы

1

7.3

П.

Виды и структура правоотношений.

1

Правомерное поведение. Правонарушение, его состав,
признаки. Виды правонарушений. Юридическая
ответственность, ее функции
7.4

Т.

Понятие

государства

и

его

признаки.

1

Теории происхождения государства.
7.5

П.

Функции и формы государства.

1

Государственные органы. Местная власть. Правовое
государство.
7.6

Т.

Конституция РФ, ее структура. Понятие

гражданство. Правовой статус

человека

1

в

демократическом правовом государстве.
Избирательные

системы

и

их

виды.

Выборы

Президента РФ.
7.7

П.

Гражданское право. Административное

1

право. Уголовное право. Административная
ответственность. Уголовная ответственность.
7.8

Т.

Международная защита прав человека в

условиях

мирного

и

военного

1

времени.

Правозащитные организации.
7.9

П.

Решение теста по теме «Право».

1

7.10

П.

Разбор типичных ошибок, допущенных при

1

решении теста по теме: «Право».
8

Промежуточная аттестация

1

Содержание программы
Раздел «Алгоритм решения заданий»
Алгоритм решения заданий, направленных на составление простого и
развернутого плана поможет обучающимся составлять простой и развёрнутый
план полностью соответствующий основной теме и содержанию текста в кратких

и чётких формулировках.
Алгоритм написания обществоведческого эссе поможет обучающимся
раскрыть проблему, обоснованно высказывать и аргументировать свою позицию
при написании эссе. Для написания эссе необходима не только теоретическая
база по предмету, но и умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг
социальные процессы.
Алгоритм решения заданий, направленных на выявление структурных
элементов, с помощью схем и таблиц, установление соответствия, соотнесение
видовых понятий с родовыми поможет обучающимся в сопоставлении фактов,
событий, явлений и установлении между ними закономерностей. Применять
лексику, соответствующую той содержательной линии, которой относится текст,
анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте,
правильно использовать обществоведческие термины, соотносить значение
отдельных понятий, фраз с изученным материалом.
Алгоритм решения заданий, направленных на анализ источника, извлечение
из него необходимой информации поможет обучающимся освоить приёмы и
способов

работы

с

текстовой

информацией,

правильно

использовать

обществоведческие термины при его анализе, извлекать необходимые отдельные
понятия, фразы из источников, анализировать и интерпретировать информацию,
соотносить содержание информации с реалиями современности.
Раздел «Человек и общество»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Человек: его бытие и познание. Биологическое и социальное в человеке. Бытие
человека и его формы. Многообразие деятельности человека. Образ жизни и
жизненный выбор человека. Общение как форма межличностных отношений.
Познание человеком мира и самого себя. Личность: свобода и ответственность.
Общество как сложная динамическая система. Духовная жизнь человека.
Мораль, моральные ценности и идеалы. Наука в жизни современного общества.
Роль религии как формы духовной культуры. Место искусства в жизни человека.
Образование и самообразование в условиях информационного общества. Общество
как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Общество как система. Многовариативность общественного развития: источники и

движущие силы. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Раздел «Социология»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Социальные отношения. Социальная структура общества, ее элементы.
Социальная дифференциация общества. Социальные группы и их классификация.
Молодежь как социальная группа. Социальный статус. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные
нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Семья и брак как
социальные институты. Демографическая и семейная политика в Российской
Федерации.

Нации

и

национальные

отношения.

Социальный

конфликт.

Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Раздел «Духовная жизнь»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная,
массовая и элитная культура; молодежная субкультура. Средства массовой
информации. Искусство, его формы. Наука. Социальная и личностная значимость
образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Искусство. Образование.
Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни
современной России.
Раздел «Политика»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Политика как общественное явление. Понятие политики и ее основные
элементы. Роль государства в политической системе. Политический процесс и
его особенности в Российской Федерации. Гражданское общество и правовое
государство. Власть. Государственная власть. Принцип единства и разделения
властей.

Формы

государственного

правления.

Формы

государственного

устройства. Политический режим. Государственный режим. Типы политических
режимов. Политический режим современной России. Политическая элита и
политическое лидерство. Демократия. Принципы демократии. Политические
партии и движения как субъекты политической сферы. Партийные системы.
Избирательные системы. Выборы как основной инструмент демократии.
Избирательные

системы.

Избирательное

право.

Избирательная

система

Российской Федерации.
Раздел «Экономика»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Экономика: наука и хозяйство. Экономика как наука. Роль экономики в
жизни

общества.

Признаки

основных

типов

экономических

систем.

Экономические ресурсы, их ограниченность. Сущность рыночной экономики.
Конъюнктура рынка: спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения.
Экономика

производителя.

Собственность

и

приватизация.

Предпринимательство: сущность, черты и функции в экономике. Фирма, ее
основные организационно-правовые формы. Производство и формы его
организации. Понятие конкуренции. Виды рыночных структур: совершенная
конкуренция,

монополия,

монополистическая

конкуренция,

олигополия.

Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Рынок капитала и процент.
Особенности ценообразования на рынке капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок
земли и земельная рента. Государство и экономика.
Раздел «Право»
Решение тестовых и познавательных заданий по темам:
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли,
институты, нормы. Источники права. Правовые акты. Правоотношения.
Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Институт Президенства.
Правоохранительные органы. Судебная система. Юридическая ответственность и
ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного,
гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые
основы брака и семьи.
Международное право. Международные документы по правам человека.
Основы Конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее
субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской
Федерации.
Оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: входной, текущий, итоговый.

Входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня
знания и умения обучающихся в виде опроса.
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года для определения
степени усвоения обучающимися учебного материала. Для выявления детей,
отстающих или опережающих обучение, для подбора наиболее эффективных
методов и средств обучения. Используются следующие формы контроля:
педагогическое наблюдение, устный и письменный опрос.
Итоговый контроль позволяет определить конечные результаты обучения.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется 1 раз в год - на
последнем занятии. Форма оценки – «зачет», «незачет».
Методическое обеспечение программы
В ходе занятий применяются методы: объяснительный, наглядный,
объяснительно-иллюстративный, практический. В ходе практических занятий
обучающиеся выполняют практические задания по пройденным темам, сначала
под наблюдением педагога, а затем самостоятельно. После выполнения задания
производится разбор ошибок.
Материально-техническое обеспечение программы
 компьютер;
 МФУ;
 проектор;
 интерактивный дисплей.

Список литературы
Для учителя
1. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. «Обществознание 10

класс. Профильный

уровень. Методические

рекомендации:

пособие

для учителя» М. «Просвещение» 2012
2.

Боголюбов Л.Н. «Обществознание. Практикум. 10

класс: пособие

для

общеобразовательных учреждений» М.: «Просвещение» 2008
3.

Краюшкина С.В. «Тесты по обществознанию 11 класс» к учебнику

«Человек и общество.

Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова,

А.Ю.Лазебниковой
4.

Городецкая Н.И., Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С.

«ОГЭ 2016. Обществознание: 10 вариантов заданий. Ответы. Комментарии к
ответам. Бланки ответов» «Экзамен» 2016
5.

«Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ОГЭ:

обществознание». Авт. – сост. Котова О. А., Лискова Т. Е. «Астрель» 2016
Печатные пособия:
Таблицы и схемы по обществознанию
Интернет – ресурсы:
1.

http://philosophy.ru/ - философский портал

2.

http://filosfak.ru/biblio - библиотека философского факультета МГУ

3.

http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии

4.

http://iph.ras.ru/elib.htm - электронная библиотека Института философии
РАН

5.

http://filosof.historic.ru/ - библиотека по философии

6.

http://antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке

7.

http://anthropology.ru/ru/ - портал философской антропологии

8.

http://interneturok.ru – видеоуроки по основным предметам школьной
программы

9.

http://www.alleng.ru –сайт для всех, кто учится (сборник литературы и

полезных материалов)
10.

http://obhis.ru – лекции и конспекты по обществознанию

11.

http://www.countries.ru/library. - портал по культурологическим проблемам

12.

Информационно-правовой портал «Буквоед.Ру» www.bukvoed.ru/

13.

«Все о праве». Портал предназначен для студентов-юристов,

преподавателей и всем тем, кто интересуется юриспруденцией www.allpravo.ru/
14. «Информация для всех». Программа ЮНЭСКО www.ifap.ru/general/index.htm
15.

Консультант Плюс www.consultant.ru

16.

«Права человека в России». Один из крупнейших ресурсов по правам

человека в российском Интернете, Международные документы по правам
человека www.hro.org/
17.

Правовой портал «Человек и закон» www.chelovekizakon.ru/

18.

Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» www.law.edu.ru/

19.

Правовой портал «Гарант» www.garant.ru

20.

Портал Президента РФ http://president.kremlin.ru/

21.

Сайт Правительства РФ http://www.government.gov.ru/

22.

Сайт Конституционного Суда РФ http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx

23.

Сайт Верховного Суда РФ http://www.supcourt.ru

для обучающихся
Нормативно-правовые акты:
1. Административный кодекс РФ. - М., 2008.
2. Гражданский кодекс РФ. - М., 2009.
3. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. М., 2010.
4. Конституционное право России: Сб. нормативно-правовых актов и

документов/Сост. А. Е. Козлов. - М., 1998.
5. Конституция РФ. - М., 2009.
6. Права человека: Сб. универсальных и региональных международных

документов. - М., 1996.
7. Семейный кодекс РФ. - М., 2009.
8. Трудовой кодекс РФ. - М., 2009.
9. Уголовный кодекс РФ. - М., 2009.

Дополнительная литература:
1. Абчук В. А. Основы предпринимательства. — М., 2003.
2. Арбузкин А.М. Обществознание. – М.: Зерцало-М, 2012.
3. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. — М., 2009.

4. Головатенко А.Ю., Никитин А.Ф. и др. Правоведение. Школьные

олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8-11 кл.: учебное пособие.
– М.:Дрофа, 2010.
5. Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2009.
6.

Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов

н/Д.: Феникс, 2010.
7. Елисеев Г. А. История религий. — М., 2008.
8.

Исаев И.А. Истории государства и права России: Учебник для

юридических вузов. М., 2009.
9.

Каверин Б.И, Чижик П.И. Обществознание: учебное пособие для

абитуриентов и студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2007.
10.

Кашанин А. В. Основы государства и права. 9–11 кл.: Краткий

справочник школьника. — М., 2010.
11.

Киприянова Е.В. Обществознание: введение в философию. Познавательно-

творческие задания.- Ростов н/Д: Легион, 2008.
12.

Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и

ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.,
2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».