Дополнительная общеобразовательная программа «Хочу всё знать»

Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 179»

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
протокол от 18.05.2021 №20

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Школа № 179»
от 18.05.2021 №133-ОД

Дополнительная общеобразовательная программа
«Хочу всё знать»
Возраст детей : 5,5 – 7 лет

Автор-составитель: Панина А.В.

г. Нижний Новгород
2021 г.

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
Пояснительная записка
В настоящее время в стране идёт становление новой системы образования.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном
этапе является активный процесс создания системы непрерывного
образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и
развития непрерывной системы образования – это осуществление
преемственности разных ступеней, в частности преемственность
дошкольного и начального образования.
В нашем образовательном учреждении эта задача решается на занятиях в
«Школе будущего первоклассника». Занятия проходят по установленному
графику для детей 5,5 – 7 летнего возраста, воспитанников подготовительных
групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по
различным причинам, не посещающих их.
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе
осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии
«Преемственность» авторы Н.А. Федосова Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова
и др.
Концепция
программы
«Преемственность»
рассматривает
преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и
комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью
которого становится успешная адаптация к новым образовательным
условиям.
Концепция
базируется
на
следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и
способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой
деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
В основе подготовки к обучению в школе программы
«Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие
технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и
2

формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой
личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка
проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры,
развивающие
практические
задания,
творческие
упражнения,
конструирование,
аналитико-синтетические
действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой
«Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего
дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно
ориентированных и развивающих технологий.
Целью обучения детей 5-7 лет является их всестороннее развитие,
позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой;
создание предпосылок к школьному обучению.
Основу начального образования составляет развитие потенциальных
возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными
государственными стандартами начального общего образования. В
дошкольном возрасте можно начинать формировать предпосылки
некоторых УУД:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в
том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих
элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и
различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме.
Регулятивные УУД: осуществление действий по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и
исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и
сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и
невербальными средствамиобщения. Эмоционально позитивное отношение к
процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на
партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные , формирование Я –
концепции самооценке при подготовке к обучению в школе, положительное
отношение к школьному обучению.
3

Основные задачи:
 Сохранение и укрепление здоровья детей;
 развитие личных качеств;
 развитие творческой активности;
 формирование ценностных установок и ориентаций;
 формирование и развитие психических функций познавательной
сферы;
 развитие эмоционально-волевой сферы;
 развитие коммуникативных умений;
 развитие умений действовать по правилам.
 обеспечить преемственность между дошкольным и начальным
образованием;
 устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе;
 исключить дублирование школьной программы при подготовке детей
5-6 лет к обучению.
Принципами
подготовки
к
обучению являются:
— единство
развития,
обучения
и
воспитания;
— учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность
— достоверность
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и
продуктивная
деятельность.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал,
предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на
интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Подготовка к школе осуществляется с помощью следующих обучающих
курсов:
 «От слова к букве» «Развитие речи» (автор Н.А. Федосова)
 «Математические ступеньки» (автор С.И. Волкова)
 «Зелёная тропинка» (автор А.А. Плешаков)
Структура программы:
Продолжительность обучения: 28 недели. Общее число занятий 168. Срок
реализации 1 год. Занятия проходят в здании школы в кабинетах начальных
классов 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с перерывами по
5 минут.
4

Преемственность между образовательными областями дошкольного
образования и учебными предметами:
Название образовательных областей
дошкольного образования
Коммуникация
Чтение художественной литературы
Познание
Безопасность.
Познание.

Название учебного предмета
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Ознакомление с окружающим
миром

Каждая образовательная область реализуется одним или несколькими
курсами программы «Преемственность».
Распределение объёма учебной нагрузки на каждый курс
Название курса
От слова к букве.
Развитие речи.
Математические
ступеньки
Зелёная тропинка

Название учебного предмета

Количество часов
в неделю в год

Обучение чтению
Обучению письму

2
1

56
28

Математика

2

56

1

28

6

168

Ознакомление с окружающим
миром
ИТОГО:

Расписание занятий:
ЧЕТВЕРГ
Подготовка к обучению чтению
Подготовка к обучению письму
Математика

СУББОТА
Подготовка к обучению чтению
Математика
Ознакомление с окружающим
миром

Учебно – методический комплект:
Н.А. Федосова «От слова к букве»
Н.С. Жукова «Букварь»
Н.А. Федосова «Обучение письму»
С.И. Волкова «Математические ступеньки»
А.А. Плешаков «Зелёная тропинка»
Формы подведения итогов реализации программы
•
промежуточная аттестация по итогам реализации программы.

5

Образовательная область «Коммуникация. Чтение художественной
литературы» состоит из курса «От слова к букве» и «Развитие речи».
Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки
детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по
совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее
развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для
успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение
следующих задач: создание условий для формирования многосторонне
развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное,
эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок
положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к
обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи,
совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является
осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей
работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их
устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
«Познание» представлена программой курса «Математические
ступеньки». В основу отбора содержания программы «Математические
ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение
общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и
интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей
математики.
Образовательная область «Познание» и «Безопасность» включает курс
«Зеленая тропинка» призванные формировать представление ребенка об
окружающем мире, позиционировать себя как часть природы и часть
общества.

Программа курса «От слова к букве. Речевое развитие»
Образовательная область «Коммуникация. Чтение художественной
литературы» состоит из курса «От слова к букве» и «Развитие речи»
(автор - Н.А.Федосова). Данный курс включает в себя разделы «Подготовка к
чтению», «Подготовка к письму». Содержание направлено на общее развитие
ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного
изучения
русского
языка.
Содержание
ориентировано
на
решение
следующих
задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой
личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое,
эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации
учения
в
школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
6

— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на
доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с
уже существующими, является осуществление интеграции работы по
подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной
связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе
являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование
грамматического
строя
речи
ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и
диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление
рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по
личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок,
рассказов,
словесное
рисование
и
т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека,
животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое
стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку.
Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные
виды
пересказа,
рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей,
расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и
эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию
литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной
школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие
читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из
актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для
занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий
ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных
видов
искусства
(музыка,
живопись)
и
др.
Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость
использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и
активизации их словарного запаса и развитию речи.
При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью
взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными
иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по
содержанию
прочитанных
текстов,
пересказывают
прочитанное,
выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по
иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с
ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое
воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления
7

окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической
речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь,
отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для
осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и
эмоционального
читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного
творчества и литературных произведений происходит интенсивное
многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное,
эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное
внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по
изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать
слово
как
основной
элемент
художественного
произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную
отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения
произведений художественной литературы; вести целенаправленную и
систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально
осмысливать художественное произведение, выражать собственное
восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.
Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению
дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной
выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь
определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей
собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в
начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно
затруднен.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению
является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и
стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это
достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным
отбором произведений для чтения: это должны быть произведения,
представляющие собой образцы детской художественной литературы,
отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей,
представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы,
стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием
преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые
импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы
и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению
чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению
грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по
правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию,
управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата
8

(развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов
и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок,
рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы,
связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием
сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать,
воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты,
сравнения,
разумеется,
без
использования
терминологии);
— разучивание
наизусть
и
выразительное
чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно
говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что
такое
речь,
каково
ее
назначение
и
особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по
выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над
звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные
звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при
подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как,
кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо
подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки;
развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как
восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и
двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в
пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета
склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета,
так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный
характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети
могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные
затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной
конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного
аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому
программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для
подготовки
к
письму.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки
детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
9

Обучение
строится
на игровой
деятельности и
носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку
приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию
тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово»,
«Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори
быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови
звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению
письму и развивает их аналитические способности. Работа по
конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур,
элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы
различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать
тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к
восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета,
обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов,
дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в
ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Содержание
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать
словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими
действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных
предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек:
свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и
переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами;
обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их
правильное употребление в собственной речи; находить в литературном
произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе)
слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно
описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание
роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать
произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к
тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки
связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и
последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине,
10

создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное —
развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и
исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий,
признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова,
использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать
умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации.
Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить
замечать
и
исправлять
в
своей
речи
речевые
ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть
существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств
(материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность
понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их
использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и
последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его
эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать
загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации.
Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на
заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц,
деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному
воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи
взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить
краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание
содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и
следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному
творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений.
Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих
и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных
навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а
также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое
внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются
элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые
разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм
литературного
языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ,
языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение
звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и
автоматизация
звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Упражнение в овладении элементарными правилами речевого этикета:
приветствия,
прощания,
извинения,
просьбы.
Подготовка к обучению чтению. Совершенствование звуковой культуры
11

речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствование фонематического слуха: называть слова с определенным
звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место
звука в слове; в самостоятельном подборе слов с заданным звуком. Различать
гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и
печатных букв; различать на слух и при произношении гласные и согласные
(твёрдые, мягкие, звонкие и глухие) звуки. Производить слого-звуковой
анализ слов с опорой на слого-звуковые схемы. Соотносить слышимые и
произносимые слова со схемой-моделью. Использовать графические опорысхемы для слогового анализа слов типа мама, роза, аист.
Иметь общее представление о буквах как значков звуков, о печатных
буквенных кодах.
Слово, слог, ударение. Наблюдать над значениями слов и их звуковой
структурой; за зависимостью изменения значения слова от изменения состава
или порядка звуков (даже одного). Упражняться в делении слов на слоги,
слогов на звуки. Иметь представление об ударении в слове (выделять
голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в
слове). Иметь представление о слогообразующей роли гласных; различать
ударные и безударные слоги.
Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей
и чувств. Уметь определять тему и цель высказывания с помощью вопросов
типа: о чём, о ком сообщается, спрашивается? Члененть устные и
письменные высказывания –тексы на предложения, предложения на слова.
Использовать графические опоры-схемы для анализа и восстановления
предложения и небольших по объёму текстов.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с
помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации,
моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной
конфигурации. составления узоров по аналогии и самостоятельно,
гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной
посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в
тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке),
перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с
контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией
печатных букв и их звуковой оболочкой; Конструирование и штриховка
внутри и снаружи предметов, обведение контуров предметов по шаблонам,
калькирование, дорисовывание и пр.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам
общения;
— правильно произносить все звуки;
— проводить классификацию звуков по их произношению, по месту
нахождения в слове;
12

— проводить классификацию печатных букв по их элементам;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
— отчётливо и ясно произносить слова, предложения;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.

Программа курса «Математические ступеньки»
Автором данного кура является С. И. Волкова. В основу отбора
математического содержания, его структурирования и разработки форм
представления материала для математической подготовки детей к школе
положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития
ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с
использованием
возможностей
и
особенностей
математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:
восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В
математическом
содержании
подготовительного
периода
объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и
число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая
(прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма,
размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших
геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и
содержательно-логическая, построенная в основном на математическом
материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития
внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие
познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным,
если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной
математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной,
интересной
и
увлекательной
для
детей
этого
возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя
действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая,
13

раскрашивая
и
т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме
со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим
раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и
методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение
предметов и групп предметов (фигур), по форме (круглый, не круглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.); по
размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее,
короче, такой же и др.); по цвету, по материалу, по цвету (одного и того же
цвета или разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд
предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по
заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух
предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений:
длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при
выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц)
по заданному правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без
гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на
плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее,
левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).
Временные представления: раньше-позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя.
Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена
года. Их последовательность.
Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило четыре недели
составляют месяц).
Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение
времени (больше трёх часов, меньше пяти часов и т. п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше,
меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и
последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел.
Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
14

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда:
наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в
этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого
элемента.
Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов
группе от их свойств, способа и порядка пересчёта. Порядковый счёт, его
отличие от счёта количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников,
прямоугольников и др.).
Десяток. Счёт десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и
вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+» и «-»).
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам.
Решение задач с опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка
по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности
математических способах познания мира (одна и та же модель для задач с
различными сюжетами).
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник
(треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат).
Отличие многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона
многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и
различий, игра «Веселый счет», «Исправь ошибки», «Найди общие
элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,
преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества
изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение
заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких
предложенных;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием
арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые
диктанты на математическом материале с определением закономерности
следования элементов;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение
простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным
15

признакам, классификация объектов, чисел. Геометрических фигур и др. по
заданным условиям.
Планируемые результаты:
 Ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре
и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном
направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);
 Определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше,
ниже, между и т. д.);
 Сравнивать предметы по длине, массе, используя практические
действия; упорядочивать их;
— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого
числа;
 Сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше,
столько же);
 Определять количество предметов в заданной группе и устно
обозначать результат числом;
 Объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл
действий
— различать и называть основные геометрические фигуры (отрезок,
треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в
окружающем мире;
 Воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
— проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать
объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию объектов
по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для
выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения.

Программа курса «Зеленая тропинка»
Курс «Зеленая тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных
предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и
интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности
жизнедеятельности и экологического сознания.
Данный курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию
накопленных
детьми
в
дошкольном
возрасте
разнообразных
природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт
последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно
больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное
определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на
занятиях.
Содержание курса строится как синтез различных составляющих
естественно-научного и экологического знания с включением доступных
элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии.
16

При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира,
которая становится фундаментом для развертывания соответствующего
учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положена познавательноисследовательская деятельность: непосредственные наблюдения в природе,
действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного
возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется
рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом
большое внимание уделяется формированию универсальных предпосылок
учебной деятельности – умений работать по правилу и образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции, а также развитию творческих
способностей детей.
При освоении курса дети овладевают такими важными для
последующего обучения умениями, как умение выделять свойства
предметов(форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные
признаки, делить объекты на группы, составлять целое из частей,
фиксировать состояние предмета и его смену (явление) и др. Таким образом
осуществляется формирование предпосылок универсальных учебных
действий (прежде всего – познавательных), необходимое для успешного
освоения программы начальной школы. Наибольшее внимание уделяется
логическим действиям: анализу, синтезу, сравнению, сериации,
классификации, установлению причинно-следственных связей, построению
логической цепи рассуждений.
Материал курса представлен в нескольких разделах: окружающий мир и
наша безопасность; звёзды, Солнце и Луна; чудесный мир растений и грибов;
наши друзья животные; круглый год.
Содержание
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира,
общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас?
Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и
пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила
поведения при контактах с незнакомыми людьми.
Звёзды, Солнце и Луна
Наблюдение звездного неба (с помощью взрослых), выделение
отдельных созвездий (двух-трех). Солнце и его роль для жизни на Земле.
Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Игра «Путешествие на
Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с
солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике.
17

Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от
наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем,
играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как
этого избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью
атласа – определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья.
Декоративные
растения;
раскрашивание
изображений,
рисование,
изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов,
различающихся размерами, формой, цветом. Съедобные и ядовитые
растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.
Лекарственные растения.
Мхи и папоротники - тоже растения. Рисование мха и веточки
папоротника.
Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на
рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа – определителя),
раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение,
выявление важнейших отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно выть?
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений и грибов.
Наши друзья животные.
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние
животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки и жуки и др.), их распознавание на рисунках и в
природе (с помощью атласа – определителя), раскрашивание изображений.
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий,
необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам,
форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и
условиями
жизни
рыб.
Мысленное
достраивание
изображений
«спрятавшихся» рыбок.
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц
ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания,
издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.).
Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение
изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие
зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание
их на рисунках и в природе (с помощью атласа – определителя).
Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного
отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
18

Отношение людей к животным: каким оно должно быть?
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год.
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их
важнейшие признаки. Выявление причинно-следственных связей между
различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь
растений и животных, занятость людей).
Различное отношение человека к природе (на основенаблюдения
примеров положительного и отрицательного отношения). Оценка поведения
человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила
поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, та
льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.









Планируемые результаты:
Владеть универсальными предпосылками учебной деятельности –
уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции;
распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных,
перечислять в правильной последовательности времена года и кратко
характеризовать их признаки;
применять усвоенные знания и способы деятельности для решения
новых познавательных задач, предлагать собственный замысел
конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке и т.
д.;
проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально
опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила
безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире
природы;
проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному
окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».